Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: история возникновения и особенности

Возникновение регулярного стиля

Парки с ландшафтным дизайном в регулярном стиле, это в первую очередь классические парки, расположенные возле европейских дворцов. Регулярный стиль зародился в Италии в эпоху Возрождения в XVI в. Первые сады в таком стиле были заложены во Флоренции в холмистом районе Боболи, принадлежащем семье Медичи, эти сады сохранились и до нашего времени и представляют собой один из самых знаменитых парков эпохи Ренессанса. В садах Боболи эстетика античного времени переплетается с новыми идеями, здесь соединяются труды садоводов, архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения. Сады были спроектированы по осевому типу, здесь стержнем всей планировки являются дорожки, вдоль которых собираются все остальные элементы сада. Выдающейся особенностью сада является его расположение на возвышенности, благодаря которому открывается шикарный обзор на город. В саду произрастают деревья самых разных пород: дубы, лимоны, кипарисы и другие. Кроме того, в саду имеются цветники с розами и лилиями, террасы, просторные аллеи, искусственные водоёмы, фонтаны, гроты, реликвии античной культуры.

ландшафтный дизайн в регулярном стиле

Сады Боболи были настолько величественными и шикарными для своего времени, что именно они вдохновили придворного садовника Людовика XIV на создание версальского парка. Затем аналогичные сады стали постепенно появляться в разных странах Европы. Таким образом, возник стиль, который сейчас называется Регулярным. В настоящее время эталонным образцом парка в регулярном стиле считается именно версальский парк, по этой причине регулярный стиль в ландшафтном дизайне также иногда называют французским.

Как уже было отмечено ранее, версальский парк был заложен в период правления Людовика XIV. Архитектором столь выдающегося садово-паркового ансамбля являлся А.Ленотр. Сады рядом с Версалем обустраивались около 40 лет. Главной идеей, заложенной ландшафтным архитектором Ленотром, было стремление показать величие французского короля и его власть не только над народом, но и над природой. Достигнуть столь грандиозную цель архитектор намеревался за счёт огромной территории, создающей эффект бесконечного ландшафта с ухоженными газонами, цветниками геометрических форм, аккуратно постриженными деревьями, а также прочими архитектурными объектами. Ленотру удалось воплотить свои идеи в жизнь, именно поэтому версальский парк и в настоящее время считается образцом регулярного стиля, и именно на подобии этого парка создаются все другие сады и парки в регулярном стиле. Версальский парк поражает своей масштабностью, являясь противоположностью узеньким парижским улочкам.

Основные особенности ландшафтного дизайна в регулярном стиле

План

Если посмотреть на парк в регулярном стиле с высоты, то взору представляется математически выверенная система с геометрическими формами. Каждый куст и каждое дерево имеют строго отведённое место для посадки, при этом, их верхушки должны быть идеально пострижены с соблюдением всё тех же геометрических форм. Структура такого сада всегда симметричная и пропорциональная, в центре композиции всегда находится шикарный дорогой дворец или особняк, который связан общей концепцией с садово-парковым ансамблем и занимает главенствующее положение в этом ландшафте. Так как дом является жемчужиной парка в регулярном стиле, то в соответствии с планом его не должны закрывать деревья, допускается размещение рядом с дворцом лишь невысокой зелёной изгороди. Центральная ось сада проходит  перпендикулярно особняку, её пересекают просторные аллеи при этом, не нарушая симметрию. Вдоль главной оси допускается создание водоёма, который подчёркивает общую геометрию сада. Сад в регулярном стиле является своеобразным продолжением комнат дворца, с помощью растений строятся стены, залы, вестибюли. Таким образом, архитектура главного здания определяет мотивы при проектировании садового ансамбля.

Масштаб

Садово-парковому ансамблю в регулярном стиле требуется значительная площадь, уходящая вдаль. Для того чтобы обзору подлежала значительная площадь сада сооружаются террасы, с которых можно любоваться общим видом сада. Для визуального придания более масштабного вида используется ряд приёмов, например в местах, где аллеи пересекают главную ось можно установить скульптуры, что усиливает перспективу и, расставляет акценты. Кроме того, при оформлении крон деревьев, можно использовать оптический эффект и чем дальше дерево от центральной точки сада, тем меньше у него крона, такой приём создаёт эффект бесконечности сада. Ещё один приём касается самих аллей, которые можно специально сужать при отдалении от центра. Все перечисленные приёмы визуально расширяют и без того обширную территорию сада.

ландшафтный дизайн в регулярном стиле

Партеры

Партерами называются свободные участки местности самых разных геометрических форм (прямоугольные, овальные, квадратные). Партеры могут быть огорожены от общей территории зелёной изгородью, при создании партера также могут использоваться песок и гравий. На территории сада должен быть главный партер, который будет самым запоминающимся и выразительным, он непременно должен быть виден из дома, при его оформлении необходимо создать причудливый узор из кустарников, кроме того в таком партере обязательно должны быть цветники, наличие которых во второстепенных партерах не обязательно.

Боскеты

Боскетами называют небольшую рукотворную рощу, которая может иметь самые разнообразные размеры и формы. Обычно боскеты представляют собой несколько одинаковых деревьев, расположенных по периметру сада в самых отдалённых его точках, они как бы подводят своеобразную финишную черту всему пейзажу.

Аллеи и дорожки

Аллеи и дорожки, это обязательные элементы регулярного сада. В соответствии с общей планировкой они обязательно должны быть симметричными и прямыми. В зависимости от общего замысла они могут располагаться как перпендикулярно, так и радиально, выходя из одной точки. Наличие деревьев вдоль аллей необязательно, но допустимо в зависимости от общего плана сада.

Топиар

Топиар – этим словом называется фигурная стрижка кустарников и крон деревьев. Такой приём для декоративного оформления деревьев и кустарников возник ещё в античные времена и продолжил своё развитие в эпоху Возрождения. С помощью топиара из деревьев и кустарников создаются зелёные изгороди и лабиринты, усечённые пирамиды, полусферы, конусы, кубы и прочие геометрические фигуры либо сочетание геометрических фигур.

Водоёмы

Достаточно заметным и важным элементом регулярного ландшафта являются искусственные водоёмы, которые продолжают геометрическую тематику и создаются в строгих формах квадрата, прямоугольника, круга либо овала. Такие водоёмы обязательно должны иметь чёткие выразительные берега. В саду могут создаваться пруды, фонтаны, каналы. Такие водоёмы могут создаваться не только для визуальной красоты, но и для прогулок на лодках. Вдоль водоёмов также может размещаться топиар и античные скульптуры.

Гроты

Гроты – это невысокие искусственные пещеры с широким входом. Такие элементы ландшафта также характерны для сада в регулярном стиле. Гроты могут быть оформлены мрамором, украшены скульптурами, оборудованы воротами, лавками, внутри могут быть установлены фонтаны.

Скульптуры

Регулярный сад в своём оформлении имеет невероятное количество скульптур, от обычных цветочных ваз до замысловатых композиций. В таком саду можно встретить героев античных мифов, муз, циклопов, пегасов, сирен, титанов и многих других персонажей.

Цветы и деревья

В регулярном саду не так уж много цветов, здесь неуместно пышное цветение, в таком суду преобладают сдержанные цвета, так как сад в регулярном стиле подчёркивает величие человека над природой. На клумбах в таких садах можно встретить тюльпаны, розы, нарциссы, ирисы и лилии. Первые деревья в Версальском парке были пересажены из близлежащих лесов. В настоящее время в регулярных садах можно встретить липы, вязы, каштаны, акации, туи.